Женские статуэтки
Несколько особняком стоит вопрос о скульптурных женских изображениях ориньякской эпохи. Таких изображений найдено много десятков, как в Западной Европе (Виллендорф в Австрии, Гримальди в Италии, Брассемпуи во Франции и др.), так и в СССР (Гагарино, Костенки, Мальта, Буреть и др.). Они представляют собой небольшие статуэтки, разных стилей, иногда очень реалистичные; все они изображают обнаженных женщин с развитыми половыми признаками, с большими грудями, часто со вздутым животом. Интересно, что мужские фигурки встречаются крайне редко. По поводу истолкования этих статуэток существуют разные мнения. Некоторые ученые рассматривают их лишь как проявление эстетических и эротических мотивов. Большинство же исследователей связывает их так или иначе с религией. При этом одни видят в женских ориньякских фигурках своего рода жриц — исполнительниц семейно-родовых обрядов. Другие считают их изображениями матерей-прародительниц, ссылаясь на то, что многие женские фигурки найдены в непосредственной близости от домашнего очага. Такова точка зрения П.П. Ефименко. Но надо сказать, что сравнительно-этнографический материал не подкрепляет подобного взгляда: культ женских предков-прародительниц не засвидетельствован у ныне существующих народов, за некоторыми сомнительными исключениями.
Более правдоподобным и вполне соответствующим фактам было бы объяснение ориньякских женских статуэток как изображений хозяйки огня (или хозяйки очага): следы подобного мифологического образа, предмета семейно-родового культа, сохранились у многих современных народов, особенно у народов Сибири. В таком случае перед нами памятники ранней формы материнско-родового культа. В конце палеолита, в азильскую эпоху, изображения животных и людей почти пропадают. Вместо них появляются рисунки более или менее схематического стиля. Возможно, что и они как-то связаны с религиозно-магическими представлениями. В этом отношении наибольший интерес представляют раскрашенные гальки, найденные Эдуардом Пьеттом в пещере Мае д'Азиль. Их более двухсот. Они покрыты (только с одной стороны) разнообразными загадочными знаками, нанесенными красной краской, в виде параллельных полос, круглых и овальных пятен и разных напоминающих буквы фигур. Значение их до сих пор не установлено. Сам Пьетт видел в них не то бирки со счетными знаками, не то даже алфавитные буквы. И то и другое совершенно неправдоподобно. Гораздо более вероятна аналогия с так называемыми чурингами современных австралийцев — каменными и деревянными священными дощечками, тотемическими эмблемами, которые покрыты символическими рисунками, частично очень напоминающими азильские гальки. Эта аналогия позволяет предположить существование тотемических верований в азильскую эпоху.
ВЗ фон
Вероятные аллюзии
Исх. 9:23-26
« И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град
, и огонь
разливался по земле
; и послал Господь градна землю
Египетскую; и был град и огонь между градом
, град весьма сильный, какого ...
Высшие боги в языческом пантеоне славян. Женские
божества. Мокошь.
Женское божество, оно является одним из наиболее загадочных и противоречивых. Упоминания этой богини встречаются во многих источниках, но они очень отрывочны и кратки. Имя ее входит почти во все поучения против язычества XI-XIV вв. За пре ...
Кальвинизм
Другим крупным деятелем Реформации был Жан Кальвин (1509 - 1564). Его главный труд «Наставления в христианской вере», опубликованные в 1536 году, когда протестантство уже сложилось как учение, стал основой нового религиозного направления ...