Православие на Орловщине в послевоенный периодСтраница 4
Почти на нет в этот период сошли венчания — за 1970 год их было зарегистрировано всего 11, тогда как браков в ЗАГСе зарегистрировано 8495.
По сведениям из районов, в эти годы прекратились паломничества к святым местам.
В православных церквях области не хватало 3 священников, нескольких диаконов и псаломщиков. Ухудшился и качественный состав духовенства. Около половины православных священнослужителей были старше 60 лет, 70% имели только низшее светское образование, 55% не имели никакого богословского образования.
В практике работы уполномоченного совета по делам религий было и проведение профилактических бесед с учредителями религиозных обществ и клиром православных церквей. На них подводились итоги деятельности религиозных объединений по укреплению советского фонда мира, вручались награды исполнительным органам церквей, духовенству, участникам собраний читались лекции о международном положении. В 1970 году на одном из таких собраний уполномоченный выступал с докладом: «Новая конституция СССР и свобода совести». Для участников собрания демонстрировались фильмы о поместном соборе 1971 года, была проведена экскурсия в музей И.С.Тургенева.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 18 марта 1976 г. была реорганизована система государственных органов по делам религии: образовывался Совет по делам религий при Совете Министров СССР, установлена система его уполномоченных в регионах. В частности, была создана служба уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Орловской области из 2-х штатных единиц: уполномоченного и старшего инспектора.
Эти события сопровождались громкими заявлениями о свободе совести и невмешательстве в дела Церкви. В то же время сама Православная Церковь по отношению к Советскому государству занимала лояльную позицию.
Православные приходы принимали активное участие в деятельности советского фонда мира, их взносы составляли большую часть дохода Фонда. Начиная с 1976 года взносы Орловского Епархиального управления в фонд мира составили одну треть церковных отчислений и были втрое больше по сравнению с соседними епархиями.
В 1970-е годы религиозная ситуация претерпела незначительные изменения. Социологические исследования религиозности и атеизма, проведенные в 1978 году среди различных категорий населения (в колхозах, совхозах, на промышленных предприятиях, в средних школах, ПТУ; опрошено 35 тыс. человек), показали, что удельный вес атеистов в общей массе опрошенных вырос на 10%, удельный вес верующих сократился на 7%, колеблющихся — на 3%. Однако было отмечено, что за последние 4-5 лет снижение религиозности и отход верующих от религии замедлились.
Фактов миссионерской деятельности в конце 70-х г.г. не замечалось. Прекратились, например, паломничества к «синему колодцу» у д. Дубовая Мценского района, святому колодцу в с. Сосновка Ливенского района и другим.
Количество крещений в 1970-е годы колебалось, но в общем не уменьшилось, оставаясь высоким — от 43% до 47%. Количество отпеваний медленно, но неуклонно снижалось. Доля венчаний была в 2-3 раза ниже, чем по стране.
Так, крещение детей и взрослых с 46,6% в 1972 году снизилось в 1978 году до 45,6%. Очные отпевания умерших за этот период сократились с 10,5% до 9,4%, количество заочных отпеваний уменьшилось на 17%, а в 1978 году увеличилось на 3% по сравнению с 1976-1977 г.г.
Количество венчаний в церквах Орла и Мценска уменьшалось, однако в Ливнах, наоборот, возросло. 90% всех венчаний по области совершалось именно в этом городе. За 1978 год количество венчаний здесь возросло на 60%. Не снижалось и количество похорон по церковному обряду.
Денежные доходы православных церквей увеличивались ежегодно на 5-6%. С конца 60-х годов они возросли на 75 %, а за 1978 г. — на 6% и составили почти 1 млн. рублей. Средства шли на укрепление материальной базы церквей и активизацию их общественной деятельности. Так, увеличилось отчисление церквами и епархиальным управлением средств в фонд мира.
23 апреля 1976 года скончался архиепископ Палладий. Его место занял епископ Глеб (Смирнов Иван Иванович).
22 ноября 1977 года в областном доме учителя состоялось вручение грамот Орловским областным комитетом защиты мира и Областной комиссией содействия советскому фонду мира за активную деятельность по укреплению мира и дружбы между народами епископу Орловскому и Брянскому Глебу, секретарю Орловского епархиального управления, настоятелю Кафедрального собора Н.Сапсаю. На награждении присутствовал уполномоченный совета по делам религии при совете министров СССР по Орловской области Дарусенко.
К началу 80-х годов, как и в предыдущие 15 лет, на Орловщине действовали 15 православных церквей: в Орле — Кафедральный собор, Крестительская, Троицкая и Афанасьевская церкви; в Орловском районе — 2 церкви (Куликовская и Лепешкинская); в Кромском районе — 2 церкви (Кромская и Шаховская); в Дмитровске — 1 церковь (Димитрия Солунского); в Болхове — 2 церкви (Христорождественская и Введенская); в Ливнах — 1 церковь (Сергиевская); во Мценске — 1 церковь (Петропавловская); в Малоархангельском районе — 1 церковь (в с. Архарово); в Глазуновском районе — 1 церковь (в с. Богородское).
Отношение христианина к миру
Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
1 Иоан.2:15-16.
Для начала раскроем понятие христианин. На ...
Русская православная церковь
Русская православная церковь является самой крупной и самой влиятельной из всех автокефальных церквей. Христианство в форме православного вероучения и культа официально стало государственной религией Киевской Руси в 988 г., когда произошл ...
Жреческие
школы в поздневедийский период
Ведийские тексты передавались изустно и хранились в жреческих школах. Они разрабатывали нормы организации ритуалов и способы их интерпретации в рамках трех основных вед. Ветви жреческих школ (шакхи) дробились и обособлялись, ведийские тек ...