Божьи Имена
Когда Моисей с новыми скрижалями во второй раз поднялся на Синай, «И сказал [Господь]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Яхве пред тобою, и кого помиловать - помилую, кого пожалеть – пожалею. Исход 33:19 [1]. В этом отрывке не сказано, видел ли Моисей что-либо, кроме облака, но с уверенностью можно сказать, что он слышал голос Бога из среды облака, и первое, что он услышал от Него, – Имя. Божественное Имя, вышедшее из уст Самого Бога, служило Моисею указанием, что перед ним присутствует не какой-то невидимый дух, а – Личность, Сам Бог.
И в имени, которое Бог объявил Моисею, Он является в первую очередь Богом милующим: «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный» Исход 34:6 [1]. Посредством этого искупительного имени Моисей мог отождествить пришедшую к нему на встречу Божественную Личность с Тем, Кто избавил Его народ от египетского ига, – Богом отцов; у него не было сомнений, что перед ним Сам Господь. «Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу» Исход 34:8 [1]. Этот аспект Имени ранее сыграл важную роль в возобновлении отношений между Богом и Израилем.
Вслед за провозглашением Имени Господь заключает завет с народом. «И приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского» Исход 6:7 [1]. Иначе говоря, Израилю предстояло увидеть в будущих действиях Бога по отношению к Своему народу некое подтверждение Его Имени.
Аврааму Бог раскрывается как Бог Всемогущий – Эль Шаддай. Бытие 17:1: «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен» [1]. Впервые Имя Эль Шаддай было открыто Аврааму, когда тому было 99 лет.
Важнейшим Библейским утверждением является святость Божия. Бог свят и поэтому приступать к Нему и служить Ему могут только освященные Им Самим. Библейское имя Эль Кадош говорит нам об абсолютной святости Бога. Исаии 5:16: «А Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде» [1]. Все небесное воинство, Израиль и Церковь воздают хвалу святому Богу, потому что идея святости отделяет Его от всего остального. Исход 15:11: «Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес» [1]. Святость есть то, что есть Бог.
Обзор упоминаний об анекантаваде в индологических источниках
Терентьев и Шохин рассмотрели «Таттвартхадхигамасутру» Умасвати, «Сьядвада – марджари» Маллишены, «Таттвартхашлока – варттику», «Гандха – хастимаха – бхашья», работы С. Мукерджи и другие источники. Подробно изложив модусы наявады и отдель ...
Религиозная вера в жизни ученых
Традиционная схема, в которой научное знание вытесняет предшествующее ему религиозное, не объясняет, почему учёные, чей вклад в мировую науку очевиден, продолжали оставаться верующими людьми. Протоиерей Александр Мень приводит длинный пер ...
Свободомыслие.
Идейный конфликт между религиозным духом и в различных конкретно - исторических формах его проявления и светским духом насчитывает тысячелетия.
Известно, что со стороны защитников религии он не ограничивается сферой идей, а выходит за ее ...