ОсирисСтраница 2
Вернувшись в Египет, Исида спрятала тело Осириса в дельте Нила. Здесь оно было случайно обнаружено охотившимся Сетом. Он разрубил тело на четырнадцать частей и разбросал их по всему Египту. Однако Исида собрала почти все части тела Осириса, соединила их и сделала из умершего мужа первую мумию. Обладая знанием тайн колдовства, Исида смогла родить от мертвого супруга сына Гора. Возмужав, Гор сразился с Сетом и дал мертвому Осирису проглотить свое око. Благодаря этому Осирис воскрес. Он благословил Гора на борьбу с Сетом, а сам спустился в подземное царство и стал его владыкой. Перед Осирисом взвешивалось сердце умершего человека на весах, чтобы определить меру греховности последнего. Ежегодно в Египте справлялись празднования воскресения Осириса, которое знаменовало пробуждение к жизни всей растительной природы.
Чтобы местоположение могилы мужа осталось неизвестным и чтобы она почиталась всеми жителями Египта, Исида прибегла к следующей хитрости. Из воска и пряностей она вылепила статуи Осириса в человеческом образе в натуральную величину и вложила в каждую из статуй часть его тела.
Затем она созвала жрецов из всех родов и взяла с каждого клятву о нераспространении ее тайны. Потом каждому в отдельности она сообщила, что лишь ему одному доверяет захоронить тело Осириса в своей стране и почитать его как бога. Также она просила выбрать какое-нибудь животное и почитать его как самого Осириса в прошлом. В качестве вознаграждения Исида передала в распоряжение служителям культа одну треть всех египетских земель.
Памятуя о благодеяниях Осириса, желая угодить царице, а также из жажды наживы, жрецы выполнили просьбы Исиды. Каждый из жрецов теперь полагал, что бог похоронен именно в его стране. Осирису были посвящены священные быки Апис и Мневис; им поклонялись как богам, т.к. быки больше других животных помогали первым землепашцам в их нелегком труде.
Таков миф об Осирисе в передаче греческих авторов, дополненный фрагментарными замечаниями и ссылками, извлеченными из египетской литературы. Длинная надпись, сохранившаяся на Дендерском храме, донесла до нас список могил бога, а другие тексты содержат упоминания о частях его тела – священных реликвиях каждого из святилищ. Сердце его хранилось в Атрибии, позвоночник – в Бусирисе, шейная часть – в Летополе, а голова – в Мемфисе. Число божественных членов тела Осириса, как это часто бывает в таких случаях, чудесным образом умножилось. Голова его, к примеру, оказалась одновременно в Абидосе и в Мемфисе, а ног бога хватило бы на нескольких простых смертных.
Роль Махди Исы в эсхатологических событиях Корана.
Ал-Махди - означает “ведомый верным путем”. “Махди - провозвестник близкого конца света. В Коране о нем не упоминается, однако идея мессии широко толкутся в хадисах. Первоначально ал-Махди отождествляли с Иисусом Христом, который должен в ...
Ислам как духовное явление
Ислам как духовное явление возник в начале VII в. в результате процессов этнической и культурной консолидации и интеграции Аравии. Ислам стал особой системой догматов и ритуалов, он способствовал формированию у мусульман ощущения своей ду ...
Христианский брак как образ отношений Христа и Церкви
Исходным пунктом для понимания смысла христианского учения о браке должно быть богословское употребление символа единства Церкви со Христом. Этот смысл не изобретен христианством на голом месте, а является завершением древнееврейского пон ...