Великое татаро-монгольское нашествие.
После смерти Мстислава Киевская Держава стала быстро, спонтанно распадаться. Олицетворением общенационального единства оставалась русская православная церковь. С монголо-татарским нашествием в 1237 году начался новый период в ее истории[6]. Жестоко пострадав во время нашествия на Русь кочевников, претерпев их сокрушительные набеги, русская церковь все же получила некоторые льготы, прежде всего потому, что завоеватели-язычники были терпимы к любой религии. Такое положение, признанное сначала de facto, получило затем подтверждение в охранительных грамотах-ярлыках. Однако русская церковь полностью разделила историческую судьбу своего порабощенного отечества.
Смерч Батыева нашествия отбросил далеко назад Русь в ее развитии, хозяйственном и культурном. Грады и веси лежали в развалинах, десятки тысяч жителей пали под ордынскими саблями; других на арканах увели в плен, и они попали на невольничьи рынки.
Хотя, по мнению Гумилева (и есть определенный резон с ним согласиться), великий западный поход Батыя правильнее было бы назвать набегом. Ни о каком монгольском завоевании Руси не было и речи. Гарнизонов монголы не оставили, своей постоянной власти и не думали устанавливать. С окончанием похода Батый ушел на Волгу, где основал свою ставку – город Сарай. Фактически хан ограничился разрушением тех городов, которые, находясь на пути войска, отказались замириться с монголами и начали вооруженное сопротивление.
Следует также отметить, что Русь явилась своеобразным буфером, принявшим на себя всю силу монголов, вследствие чего они не дошли до Европы, а остановились на самом краю ее. Когда русские земли лежали в развалинах, там, далеко на западе продолжали накапливать богатства, создавать шедевры. Когда, к примеру, в Киеве рушилась десятинная церковь[7], в Париже заканчивали возведение изумительной, воздушной Святой Капеллы на о-ве Сите, что и сейчас поражает своей красотой всех, кто увидит ее во дворе Дворца Правосудия.
В 1274 году во Владимире-на-Клязьме состоялся Церковный Собор, в котором участвовало духовенство Суздальской Руси, Великого Новгорода и Полоцка. Собор содействовал укреплению единства церковной организации.
Халифат и завоевания арабов
После капитуляции Мекки и смерти Мухаммеда (632 г.) возглавлявшаяся им община мухаджиров и ансаров в Медине и связанное с нею объединение арабских племен, действовавшее в контакте с влиятельными мекканскими кругами, стали центром нового, ...
Региональные религии. Отличительные черты региональных
религий от религий мировых
Выше были охарактеризованы три религии, которые наиболее широко распространены по земному шару и которые в связи с этим обычно называют мировыми: христианство, ислам и буддизм. Их выделяют среди остальных религий, иногда весьма неудачно н ...
Освящение
Писание учит, что «никто не увидит Господа» без святости (Евр. 12:14). Дети Божьи достигают освящения верой через возрождающую работу Святого Духа в их сердцах. Благодаря Святому Духу они способны не грешить, даже если не избавлены от иск ...
