Религия
Происхождение слова «религия» связывается с латинским глаголом relegere – «относиться с уважением»; по другой версии, оно обязано своим возникновением глаголу religare – «связывать» (небо и землю, божество и человека). Гораздо сложнее дать определение понятию «религия». Таких дефиниций существует великое множество, зависят они от принадлежности авторов к той или иной философской школе, традиции. Так, марксистская методология определяла религию как специфическую форму общественного сознания, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил. Верующий человек, скорее всего, определит религию как взаимоотношение между Богом и человеком. Существуют и более нейтральные определения: религия – это совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность. Религия – это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы.
Любая религия включает в себя несколько важнейших элементов. Среди них: вера (религиозные чувства, настроения, эмоции), учение (систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий), религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения богам, т.е. обряды, молитвы, проповеди и т.п.). Достаточно развитые религии имеют и свою организацию – церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.
Проблема происхождения религии является спорной. Церковь учит, что религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Материалистические учения же рассматривают религию как продукт развития человеческого сознания. Убедившись в собственном бессилии, в неспособности преодолеть власть слепой необходимости в определенных сферах жизнедеятельности, первобытный человек приписал естественным природным силам сверхъестественные свойства. Раскопки древнейших стоянок свидетельствуют о наличии примитивных религиозных верований уже у неандертальцев. К тому же первобытный человек ощущал себя частью природы, не противостоял ей, хотя и пытался определить свое место в окружающем мире, приспособиться к нему.
Одной из первых форм религии был тотемизм – поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Тотемизм сменился анимизмом, т.е. верой в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. В анимизме многие ученые видят не только самостоятельную форм религиозных представлений, но и основу для возникновения современных религий. Среди сверхъестественных существ выделяются несколько особенно могущественных – богов. Постепенно они приобретают антропоморфный характер (на богов переносятся свойственные человеку качества и даже его внешний вид, хотя и утверждается, что это именно Бог создал человека по своему образу и подобию), складываются первые политеистические (от слов поли – много, теос – бог) религии. Позже, на более высокой стадии появляются и монотеистические религии (от греческого монос – один, единый, теос – бог). Классическим примером политеизма является древнегреческие и древнеримские религии, славянское язычество. К монотеизму относят христианство, ислам и другие, хотя в каждой из них сохраняются следы политеизма.
Иконопись
В монастырях писались иконы, которые наряду с фресками и мозаикой составляли тот жанр живописного искусства, что был разрешен церковью и всячески поощрялся ею.
Выдающиеся живописцы древности отражали в иконе и религиозные сюжеты, и свое ...
Монастырь в настоящее время.
В 1993 году епископом Владимирским и Суздальским Евлогием на территории монастыря был водружен памятный крест в честь 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, не раз бывавшего в этой обители. Монастырь стал возрождаться, но уже ...
Отношение религии и магии
Магия предполагает, что одно природное событие с необходимостью неизменно следует за другим без вмешательства духовного или личного агента. Фундаментальное допущение магии тождественно, таким образом, воззрению современной науки: в основе ...