Пророк МухаммедСтраница 1
Пророк Мухаммед родился в Мекке, в семье погонщика верблюдов. Потеряв родителей в раннем возрасте, он занимался караванной торговлей на службе у богатой вдовы Хадиджи. В 20 с лишним лет он женился на своей хозяйке, успевшей к тому времени дважды овдоветь. Спустя некоторое время его привычка бродить по окрестным городам принесла плоды. Ему начали являться видения, в которых он беседовал с ангелом Джабраилом. Его заповеди он записал стихами, вошедшими в древнейшую часть священной книги Коран (Кур´ан). В окончательной форме Коран состоит из 114 «откровений», ниспосланных пророку за 22 года. Тем временем Мухаммед начал проповедовать, утверждая, что есть лишь один Всемогущий и Всеведующий Бог, Аллах, а путь к спасению лежит через полное подчинение Его воле. «Подчинение» или «покорность» - по-арабски «ислам» - стало названием новой веры, а ее последователей стали называть мусульманами или «покорными».
В Мекке Мухаммед собрал небольшую группу приверженцев, куда вошли ближайшие родственники, но его учение не получило поддержки в родной Мекке. Ведь своим благосостоянием город был обязан толпам паломников, приходивших поклоняться Каабе – храме, посвященному 360 с лишним богов и духов, которых новоявленный пророк объявил ложными. Положение стало настолько опасным, что в 622 году Мухаммед со своими последователями покинул Мекку. Традиционная дата его бегства, известная как Хиджра, позднее стала считаться первым днем первого года нового исламского календаря.
Мухаммед нашел приют в соседней Медине, где быстро завоевал авторитет как посредник в спорах и начал привлекать все новых адептов. В конечной счете, жители Медины признали его «Божьим пророком» и совершили под его началом несколько военных походов на Мекку в 630 г. Мухаммед вернулся на родину владыкой, уничтожил 360 идолов в каабе и посвятил храм Аллаху.
Можно считать установленным, что Мухаммед действительно жил около 570-632 гг. и проповедовал новое учение сначала в Мекке, где нашел мало последователей, потом в Медине, где ему удалось собрать много приверженцев; опираясь на них, он подчинил себе Мекку, а вскоре объединил и большую часть Аравии под знаменем новой религии. Биография Мухаммеда лишена особой фантастики (в отличие от евангельской биографии Иисуса). Но истоки мусульманской религии нужно искать, конечно, не в биографии отдельных лиц, а в социально-экономических и идеологических условиях, сложившихся в ту эпоху в Аравии. Аравия была издавна населена семитическими племенами, предками теперешних арабов. Часть их жила оседло в оазисах и городах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, разводя верблюдов, лошадей, овец и коз. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами - Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом, Эфиопией. Торговые пути между этими странами шли через Аравию.
Один из важных узлов пересечения торговых дорог находился в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Родоплеменная знать обитавшего здесь племени корейш (курейш) извлекала для себя много выгод из торговли. В Мекке образовался религиозный центр всех арабов: в особом святилище Кааба были собраны священные изображения и культовые предметы разных арабских племен.
Были в Аравии и поселения иноземцев, в частности иудейские и христианские общины. В IV веке в Аравии начался упадок караванной торговли, так как торговые дороги переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, державшееся веками. Кочевники, потерявшие доход от караванного движения, стали склонятся к оседлому образу жизни, переходить к земледелию. Возросла нужда в земле, усилились столкновения между племенами. Стала чувствоваться нужда в объединении. Это не замедлило отразиться и в идеологии: возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха; тем более что евреи и отчасти христиане подавали арабам пример единобожия. Среди арабов возникла секта ханифов, чтивших единого бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной потребности. В его проповедях, собственно, не было почти ничего нового по сравнению с религиозными учениями иудеев, христиан, ханифов: основное у Мухаммеда - строгое требование почитать только единого Аллаха и быть безусловно покорным его воле. Проповеди Мухаммеда вначале были встречены окружающими недоверчиво, даже враждебно, особенно предводителями его собственного племени корейш.
Развитие христианской
мифологии
С победой в христианстве течения, которое призывало к примирению с действительностью, «второе пришествие» Христа было отодвинуто в неопределенное будущее. Надежды на скорое крушение «мира зла» пресекались. Идеи смирения нашли свое выражен ...
Жреческие школы в поздневедийский период
Ведийские тексты передавались изустно и хранились в жреческих школах. Они разрабатывали нормы организации ритуалов и способы их интерпретации в рамках трех основных вед. Ветви жреческих школ (шакхи) дробились и обособлялись, ведийские тек ...
Жертвоприношения
Жертвы, приносимые богам, имели колоссальное значение в религиозной жизни каждого народа и служили не только в качестве искупительной жертвы или жертвы, приносимой для испрошения милости, но, в первую очередь, осуществляли незримую сакрал ...