Введение
Из всех культур мира для нас наиболее интересны те, что возникли в Европе. Первостепенную роль в их становлении сыграла древнегреческая, или эллинская, культура. Возникнув на руинах крито-микенской (эгейской) цивилизации, она положила начало римской, а в дальнейшем западноевропейской и православной цивилизациям. В отличие от восточных, формировавшихся в бассейне великих рек, древне - греческая цивилизация была связана с морем. Ее бурная жизнь протекала в период между IX в. до н.э. и V в. н.э. и прошла три периода:
1) архаический - до VII в. до н.э.;
2) классический - до IV в. до н.э.;
3) эллинистический - до конца языческой Античности.
Язык этой культуры - древнегреческий - принадлежит к индоевропейской макросемье ностратических языков; представлен четырьмя основными диалектами: дорийским, ионийским, аттическим и эолийским. Главный массив текстов написан на аттическом диалекте. На его основе в III-II вв. до н.э. сложился общегреческий язык койне.
Важнейшим продуктом внутренней цивилизации является полис - город-государство, возникший в VIII-VII вв. до н.э. Применительно к Элладе внутренняя цивилизация вполне совпадает с тем, что обозначается термином, указывающим на отпечаток, накладываемый на человека жизнью в полисе. Аристотель определил человека как «полисное животное», подразумевая, что самые существ венные свойства люди приобретают в связях друг с другом.
В горизонтальной плоскости полис представлял собой единство семей, родов, фратрий и племен, которые постепенно были преобразованы в территориальные единицы: демы и филы. В вертикальной плоскости родовая аристократия уступила место демократическому общественному устройству, определявшему принадлежность к высшим и низшим по размерам имущества. К архаике восходило деление людей на эвпатридов (благородных), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников). В VI в. до н.э. была сформирована четырехклассная система, соединявшая военные и имущественные критерии. Каждый класс мог использовать в своем хозяйстве рабов, освобождая себя для политической деятельности. Занимать государственные должности могли только представители первых трех классов, но представители низшего класса участвовали в избрании должностных лиц, в экклесии (народном собрании) и гелиэе (суде присяжных). Крайним проявлением аттической демократии стал остракизм - ежегодное голосование «черепками», на коих каждый свободный гражданин Афин писал имя человека, которого следует изгнать из города.
Демократичность внутренней цивилизации способствовала резкому повышению роли словесного убеждения и на этой основе бурному развитию риторики и диалектики (логики). Под влиянием демократии у эллинов произошло значительное смещение культуры с эзотерического уровня на экзотерический. Многие культурные продукты стали достоянием демоса, что исключалось в деспотических государствах Востока.
Греческие полисы существенно различались политической культурой: военизированная Спарта была гораздо ближе к принципам организации восточных деспотий, чем демократические Афины. Вершиной политико-правовой культуры Древней Греции можно считать аттическую справедливость зафиксированную в писаном законе и равенстве всех граждан перед ним и поддерживаемую открытым выборным судом.
Полисы были связаны торговлей и непрочными военными союзами. В эллинистический период они утрачивают самостоятельность. Сначала Македония, а затем Рим покоряют греков. Во II в. до н.э. эллинская культура становится частью римской.
Предисловие
Космология является одной из самых трудных дисциплин в отношении исследования, изучения и понимания. Это связано с тем, что, во-первых, в этой области довольно сложно проводить какие бы то ни было эксперименты, во-вторых, возможности для ...
Психологическая обработка личности в тоталитарной
секте
Как только новый человек попадает в деструктивный культ, он становится объектом пристального внимания членов организации. На первом этапе он подвергается мощному влиянию, носящей название "бомбёжка любовью". Данный вид психологи ...
Северный буддизм
Северный буддизм в традиции Махаяны, получил развитие в Тибете, Китае, Японии и Корее. Эта традиция имеет значительно больше заимствований из изначального индийского буддизма, она гораздо в большей степени разделяет идею реинкарнации, кот ...
