ВведениеСтраница 9
Обозначим еще раз эти пять составных главной темы:
1.Водительство Святого Духа
2.Исполнение пророчеств Ветхого Завета и пророчеств Христа
3.Случаи теофании
4.Чудеса
5.Мотив Божественной необходимости
Элементы нарратива, обеспечивающие развитие главной темы[29]. Основным элементом нарратива, благодаря которому происходит развитие главной темы, является сюжет (plot). Сюжетом принято называть организующую силу, посредством которой передается смысл нарратива. Структура сюжета может быть разделена на три основных элемента:
1. Изложение (exposition)
2. Конфликт (conflict)
3. Разрешение (resolution)
Изложение намечает общую картину рассказа и обозначает основные события. Состояние дел, представленное в изложении, обычно характеризуется незавершенностью, неупорядоченностью или невыполненными задачами, что создает последующий конфликт.
Perrine определяет конфликт в широком смысле как «столкновение действий, идей, желаний или планов». Perrine делает наблюдение, что конфликт может существовать не только между персонажами, но и между персонажами и окружающей обстановкой. Персонажи также могут находиться в конфликте с природой, или обществом, или “судьбой”. Они могут находиться в конфликте даже с самими собой[30].
Этот конфликт, который может быть внутренним и внешним по своей природе, проходит несколько стадий до тех пор, пока в кульминационном пункте не находит способ разрешения.
В большинстве случаев, однако, достаточно сложно проследить сюжетную структуру. Другим фактором, усложняющим сюжеты библейского текста, является частота (frequency), с которой встречаются отдельные сюжеты, создающие повествование. Эти сюжеты выполняют роль подсюжетов или эпизодов внутри большего сюжета. В некоторых случаях эти эпизоды не связаны между собой казуально, связь же обеспечивается за счет ассоциаций.
Отдельные события, которые составляют рассказ, должны быть рассмотрены с позиции того, какой вклад они вносят в развитие и разрешение конфликта в целом повествовании[31].
Структура книги. Повествование Деяний начинается кратким предисловием[32] и расширенным описанием сцены в Иерусалиме (1:1-26). Книга состоит из:
•описания ранней христианской общины в Иерусалиме (2:1-8:3)
•основной части, утверждающей «обращение к язычникам», где фигурирует Савл из Тарса и апостол Петр (8:4-12:25)
•описания миссионерской деятельности, сосредоточенной на Савле, называемом теперь Павлом (13:1-21:16)
•подробного описания ареста и невзгод, выпавших на долю Павла в Иерусалиме, Кесарии и по дороге в Рим (21:17-28:15)
Деяния заканчиваются заключительной сценой в Риме (28:16-31).
Предполагаемые возражения против использования данной методологии
Можно ли применить метод литературного критицизма к библейским документам и современные теории нарратива к изучению древних Писаний?
Некоторые будут возражать, что методы литературного критицизма, которые основаны на изучении современной художественной литературы, не применимы к текстам, попадающим под разряд исторических материалов. Предположения, на которых строится такое возражение, являются сами по себе ошибочными.
Нарратив в исторической и художественной литературе имеет одну и ту же основу, предпосылки и методы. Мы увидим, что последние теории нарратива не ограничены только современной художественной литературой, но охватывают как художественную, так и нехудожественную литературу, как современные работы, так и древние.
Литературный критик Northrup Frye начал ломать искусственные барьеры вдоль нарративного жанра в книге «Anatomy of Criticism» (1957)[33].
Освящение
Писание учит, что «никто не увидит Господа» без святости (Евр. 12:14). Дети Божьи достигают освящения верой через возрождающую работу Святого Духа в их сердцах. Благодаря Святому Духу они способны не грешить, даже если не избавлены от иск ...
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения
Одно из приоритетных направлений Церкви это воспитание молодежи. Цель воспитания - дать сердцу человека правильное направление, соответствующее главной цели бытия, развить в нем деятельную любовь к Богу и ко всему Божественному, священном ...
Отношение религии и магии
Магия предполагает, что одно природное событие с необходимостью неизменно следует за другим без вмешательства духовного или личного агента. Фундаментальное допущение магии тождественно, таким образом, воззрению современной науки: в основе ...