Вывод
Итак, с той степенью уверенности, которую нам позволяют источники, можно сказать, что славянское язычество развивалось в том же направлении, что и язычество остальных индоевропейских народов. При этом, в силу территориального соседства, оно испытывало особенно сильное влияние со стороны иранских религий, в частности, зороастризма.
Можно выделить четыре этапа становления религиозных воззрений славянских народов:
1) Культ упырей и берегинь, одухотворение всей природы (пантеизм)
2) Культ земледельческих божеств
3) Культ Перуна, связанный со становлением государства
4) После принятия христианства язычество оставалось на окраинах государства, испытывая влияние со стороны государственной религии.
Пантеон своих богов славяне объединяли в патрианхальную родоплеменную общину. Верховным богом был бог-патриарх, олицетворявший светлое дневное небо, всеобъемлющий и дающий всему плодородие. Ему подчинялся сонм менее могущественных божеств. Общине светлых богов противостояла антиобщина во главе с “Чёрным богом”, который периодически пытался захватить власть над вселенной.
Более обширный пласт древнейших мелких духов и боженят служил как бы основой для существования великих богов. Боженята часто представляли собой измельчавшие “копии” великих богов.
Эстетика Нового времени и современная эстетика
Идеологической основой Нового времени стали гуманизм, а затем натурфилософия.
Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага ...
Отношение религии и магии
Магия предполагает, что одно природное событие с необходимостью неизменно следует за другим без вмешательства духовного или личного агента. Фундаментальное допущение магии тождественно, таким образом, воззрению современной науки: в основе ...
Социологическая школа Дюркгейма.
Несравненно более серьезным было другое течение, зародившееся тоже на рубеже XIX-XX в., - французская социологическая школа во главе с Эмилем Дюркгеймом (1858-1917). Эта школа поставила себе целью специально изучать общество как некую осо ...